19–21 ноября 2025 года в Кыргызском национальном аграрном университете им. К. И. Скрябина прошёл региональный семинар по повышению потенциала «Роль высшего образования в вопросах климатически-оптимизированного сельского хозяйства в регионе ЦАРЭС».
Мероприятие было организовано в рамках проекта Азиатского банка развития «Укрепление развития зелёных навыков в рамках Программы ЦАРЭС» при участии Университета Вагенингена (Нидерланды), а также аграрных и технических университетов девяти стран: Азербайджана, Грузии, Казахстана, Монголии, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Кыргызстана.
Расширение сотрудничества в рамках ЦАРЭС
Главной целью семинара стало укрепление региональной интеграции и эффективное распределение человеческих ресурсов в соответствии со Стратегией ЦАРЭС–2030 и Операционным планом до 2030 года.
В ходе мероприятия состоялась церемония подписания Соглашения о совместном сотрудничестве между аграрными университетами стран ЦАРЭС, Азиатским банком развития и Университетом Вагенингена. Документ направлен на развитие партнёрства в сфере устойчивого и климатически-оптимизированного сельского хозяйства.
Основные направления работы
На семинаре были представлены предложения по трём ключевым направлениям:
- Академическая деятельность
(докладчики: Виталий Копнов, КНАУ; Шухрат Шокиров, ТИИИМСХ, Узбекистан) - Исследовательская деятельность
(темы: климатически-оптимизированное сельское хозяйство, масштабирование CSA, интегрированная борьба с вредителями; модератор — Тирзе Херманс, Университет Вагенингена) - Аутрич-деятельность
(темы: управление пастбищами, комплексная борьба с вредителями, засухоустойчивые культуры, справедливый переход; докладчик — Герман Снел)
Руководители и представители вузов-партнёров высказали рекомендации по совершенствованию представленных предложений и дальнейшему углублению сотрудничества.
Итоги
Участники отметили высокую продуктивность дискуссий, пользу обмена опытом и значимость формирования региональной сети для развития «зелёных» навыков и устойчивых сельскохозяйственных практик.









